![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
#11 |
|
Модераторша
Регистрация: 01.05.2008
Сообщений: 3,570
Спасибо: 23
![]() |
Казалось бы, что общего между передвижением транспорта и сейсмологией? Земной опыт свидетельствует скорее об отсутствии связи между ними. Движение и работа механизмов создают помехи, от которых при сейсмических исследованиях стараются избавиться: работают по ночам, вдали от населенных пунктов и дорог, в безветрие и штиль.
На Луне, по крупицам собирая уникальные данные, исследователи обратили дрожание реголита под колесами луноходов в информацию о физических свойствах верхних слоев Луны. Именно для этого случая, когда ввиду малых дистанций между источником и приемником распространение сейсмических волн происходит в верхнем, наиболее трещиноватом слое, лучше всего подошли представления о детерминированно-случайном процессе многократного рассеяния волн на скоростных неоднородностях. Распространение волн в случайно неоднородной среде рассматривалось в атмосферной акустике и в гидроакустике и недавно введено в земную сейсмику. В зависимости от соотношения длин волн (Л) и размеров неоднородности (D) возникает три ситуации. При Л>>D имеет место так называемое релеевское рассеяние, когда амплитуда волн пропорциональна квадрату радиуса неоднородности и четвертой степени частоты, f(A~D2f4)- При сопоставимых размерах Л~D амплитуда рассеянной компоненты пропорциональна размеру неоднородности и квадрату частоты (А~DF2). При длинах волн, много меньших размеров неоднородности Л<D, распространение хорошо описывается детерминированным волновым уравнением, амплитуда убывает обратно пропорционально дистанции в соответствии с геометрическим расхождением — увеличением фронта волны (A~D-1). |
|
|
|